- Да позволь, - только сказал он.
- Да я уж знаю, что когда ты говоришь, то все должны слушать и любоваться твоим красноречием. Но у меня не красноречие, а материнское сердце, которое ты измучал... измучал. Единственная дочь, которую я блюла от всякой грязи, от всего подлого, и вдруг ты ее бросаешь нарочно в самую грубую, низменную среду.
- Да ведь твоя же... - сестра, он хотел сказать.
- Нет, твоя фантазия была. Все это хорошо, но когда это искренно, а все это фальшь, которую ты напустил. Если ты так жалеешь, отдай им весь урожай. Что, небось не хочешь, - говорила она, совершенно забыв о том, как она пилила его за то, что он распорядился дать по пуду на бедные дворы своей деревни.
Он хотел сказать, что он готов бы и больше сделать.
- Неправда, все притворство, либеральничанье, - продолжала она колоть его в самые больные места, как пчела в глаза. - И то, что ты дал, всем хвастаясь, ты дал, потому что я настояла.
"Боже мой, как может врать эта женщина!" - думал про себя Владимир Иванович. Наконец все заряды магазинного ружья были выпущены и новые не вложе-ны еще, и Владимир Иванович успел сказать то, что хотел.
Беспокоиться не о чем. Что няня рассказывала, что на ней нашли три паразита, то это еще не ужасное несчастье. А что она увлеклась и перешла в крайность, то это понятно. Но беды нет. Комитет хотел посылать для раздачи помощи, он может предложить себя, его пошлют, и он привезет ее. Вот и все.
Как предложил Владимир Иванович, так и было решено, и через три дня он с поручением от комитета поехал к дочери.
В Краснове у Лужиных среди молодого поколения шла страшная работа: не столько внешняя - хождения по крестьянским деревням и избам (хотя и этой было много), сколько внутренняя: перестановка всех оценок доброго и злого.
Комментарии
Кто прав? - Рассказ впервые опубликован в 1911 году в изд-ве "Посредник" и в изд.: "Сочинения гр. Л. Н. Толстого", ч. 12. "Сочинения последних годов". М., 1911. Рассказ не был завершен. Работать над ним Толстой начал в ноябре 1891 года, когда находился в Бегичевке Рязанской губернии с целью оказания помощи голодающим крестьянам.
Рассказ был обещан в сборник в помощь голодающим. Однако это издавие, задуманное Д. Д. Оболенским, осуществлено не было.
17 ноября 1891 года Толстой нечаянно послал Софье Андреевне вместо статьи о голоде начало этого рассказа. Рассказ вошел в составленный Толстым список произведений, которые не были окончены, но "хорошо бы окончить" (т. 54, с. 340).
1 2 3 4 5