4 апреля 1945. Штаб и части 61 восточнопрусской пехотной дивизии перебрасываются в Кенигсберг.
5 апреля 1945. Русская артиллерия ведет пристрелку. Ударные команды русских атакуют отдельные бункеры в западной части южного и северного участков.
6 апреля 1945. В 4.00 из Кенигсберга в направлении Пиллау отходит последний санитарный эшелон. Начало русского наступления при сильной поддержке со стороны артиллерии и авиации. Направление главного удара – в район южнее Понарта (на южном фланге) и на Шарлоттенбург (на северном фланге). Теряем Кальген, Праппельн, Хаффштром. Противник вклинивается на Транквитцем и Шарлотенбургом. Русские также ведут наступление против Замландского фронта между Варгеном и Вальдгартеном. Ночью теряем Шпандинен.
7 апреля 1945. Русское наступление при поддержке массированного артиллерийского огня, направление главного удара – прежнее. На юге противник продвинулся через Понарт к Мокрому Саду и Прегелю. Под вечер взорван железнодорожный мост. На севере русским удается расширить клин до Хуфена и Юдиттена. В ночь на 8 апреля боеспособные части 61 пехотной дивизия снимаются с восточного фронта и перебрасываются в район Холлендер Баум, чтобы воспрепятствовать попыткам противника форсировать реку.
8 апреля 1945. Продолжение наступления и артобстрела. Русским удается утром образовать предмостное укрепление в районе Коссе и в течение дня соединиться с войсками, наступающими с севера. Части 561 дивизии народных гренадеров оказываются отрезанными от крепости и образуют между Хольштайном и Модиттеном новый передний край обороны фронтом к городу. Части, державшие оборону на восточном участке северного фронта, отходят к городским окраинам. На востоке южного участка противник выходит к Прегелю. По настоянию партии отдается приказ совершить в полночь прорыв на запад: эта операция, проходившая под командованием генерала Зудау, терпит провал. Встречное наступление немецких войск с запада, о котором мы просили командование, не состоялось.
9 апреля 1945. Видя безнадежность положения и желая спасти гражданское население. комендант крепости утром решается на капитуляцию. (К этому времени в наших руках оставались Закхайм, Россгартен, Трагхайм, Штайндамм и Замок. В течение дня кольцо продолжает сжиматься, связь с войсками прерывается. Оборона распадается на отдельные боевые очаги. Высылаются парламентеры. Установить связь с русскими удается лишь к вечеру. Долгие переговоры по завершению капитуляции.
10 апреля 1945. В 1.00 генерал Ляш с небольшой свитой отправляется в плен. В 6.00 немецкие войска сдают оружие и отправляются в плен, в предместьях оборонявшиеся сложили оружие еще раньше. Генерал Мюллер вызывается для доклада в Берлин. Генерал бронетанковых войск фон Заукен принимает командование «армией Восточной Пруссии».
12 апреля 1945. В сводке Верховного командования сообщается о капитуляции Кенигсбера.
Весна 1947. Из 110000 человек гражданского населения (примерно столько насчитывалось к моменту капитуляции) в живых остается лишь около 25000. Кенигсберг к этому времени уже переименован в «Калининград». Постепенная эвакуация.
Приказы, воззвания, листовки
Приказ маршала (так в тексте у Ляша) Черняховского, командующего III Белорусским фронтом от 12 января 1945 года:
«Две тысячи километров прошли мы вперед и видели уничтожение всего того, что было создано нами за двадцать лет. Теперь мы стоим у берлоги, откуда фашистские захватчики напали на нас. Мы не остановимся до тех пор, пока не очистим ее.
Пощады не будет никому, как и нам не было пощады. Нельзя требовать от солдат Красной Армии, чтобы они щадили врага. Они пылают ненавистью и местью. Земля фашистов должна стать такой же пустынной, какой стала после них и наша земля. Фашисты должны умирать, как умирали и наши солдаты».
Воззвание советского писателя Ильи Эренбурга, распространявшееся среди русских солдат в качестве листовки:
«Убивайте! Убивайте! Нет такого, в чем немцы не были бы не виновны – и живые, и еще не родившиеся! Следуйте указанию товарища Сталина – раздавите фашистского зверя насмерть в его собственной берлоге. Сбейте расовую спесь с германских женщин. Берите их как законную добычу!»
Воззвание крайсляйтера Вагнера к солдатам кенигсбергского фолькештурма от 5 февраля 1945 года:
«Солдаты фольксштурма!
Большевистские изверги использовав свой огромный перевес в силах, продвинулись, несмотря на тяжелые потери, до нашей столицы – Кенигсберга. Вот уже в течение нескольких дней они продолжают натиск, стремясь захватить город. Мы связаны с крепостью Кенигсберг не на жизнь, а насмерть. Или мы дадим перебить себя, или сами перебьем большевиков у ворот нашего города.
Поэтому мы должны проявлять терпение и выдержку, чтобы пережить это трудное время и удержать город, пока формирующиеся сейчас армии не разобьют большевиков и не изгонят их из Восточной Пруссии. Так, как хозяйничали большевики в Неммерсдорфе, они хозяйничали и в Лабиау, и в Танненвальде. Тот, кто сдается большевикам, обрекает себя на смерть.
Большевистский солдат гораздо хуже немецкого. Отступать перед ним или сдаваться ему – бессмысленно и преступно. Каждый солдат фольксштурма защищает своей жизнью не только свободу города, но и жизнь женщин и детей. Мы делаем все для того, чтобы наладить нормальную жизнь и, по возможности, обеспечить людей необходимым. По отношению к трусам, дезертирам и вредителям будем принимать самые строгие меры. Тот, кто прячется за спины других и не хочет воевать, должен умереть.
В час опасности нам надо сплотиться в здоровую и прочную семью и стоять до последнего, тогда мы отразим натиск большевиков. Не верьте никаким слухам. Правдиво только то, что идет нам на пользу. Остерегайтесь вражеской пропаганды и агентов. Верьте только вашим начальникам.
Командир батальона Тибурци подбил фаустпатронами пять танков Т-34. Он застрелил командира взвода, трусливо отступившего со своими солдатами, выбил, вместе с солдатами, большевиков с занимаемых ими позиций и уничтожил их. Так нужно действовать повсюду! Храбрость – прежде всего! Наш гауляйтер, выступивший сегодня перед местными крайсляйтерами, приветствует солдат фольксштурма и желает им успеха.
Я призываю каждого солдата фольксштурма сражаться до последних сил, верить в фюрера, действовать упорно и стойко. Это касается каждого! Уничтожайте большевиков, где только можно. Дайте им такой отпор, чтобы их путь к Кенигсбергу стал дорогой к массовой могиле.
Каждый натиск когда-нибудь да кончается, кончится и натиск большевиков.
Поэтому сражайтесь со своими товарищами, солдатами армии, плечом к плечу, до последнего.
Смерть большевикам!
Да здравствует фюрер и наш немецкий народ!
Хайль Гитлер!
Эрнст Вагнер, крайсляйтер».
Воззвание коменданта крепости Кенигсберг к войскам от 5 февраля 1945 года:
«Солдаты! В тяжелый час принял я командование крепостью Кенигсберг. Я приложу все силы к тому, чтобы выполнить свою задачу. От вас, солдаты, я жду такого же проявления воли. Отечество требует, чтобы мы выполняли свой долг безоговорочно и до конца. Будущее мы обретем себе лишь в том случае, если будем следовать этому долгу честно, действуя решительно и сплоченно. Недисциплинированность же несет с собой опасность нашего полного и бесславного уничтожения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24