Согласно заданию Центра они должны были осесть в районе Гродно и создать резидентуру из националистически настроенной польской молодежи. Агенты должны были собирать разведывательные сведения военного характера, выявлять настроения польского населения и его отношение к советской власти и информировать германскую разведку о деятельности польских националистических сил.
Операция продолжалась до окончания Великой Отечественной войны.
«Антенна»
Радиоигра стартовала 11 декабря 1944 года во Львове и велась от имени группы из четырех агентов германской разведки. Задание было аналогично тому, что выполняли участники операции «Трезуб».
Результаты тоже были похожими. Агентов-связников вызвать не получилось, мероприятие пришлось завершить в связи с капитуляцией фашистской Германии.
Радиоигра в Пруссии и Польше
В конце декабря 1944-го — начале января 1945 года, по утвержденному в Генеральном штабе плану, 24 агентурные радиостанции, находящиеся в различных районах СССР, начали передавать дезинформацию о том, что на территории Польши и Восточной Пруссии зимнего наступления советских войск в 1945 году не будет. Противник поверил этому и за несколько дней до начала войсковой наступательной операции перебросил почти все танковые дивизии из этого района в Венгрию.
«Туристы»
Была начата 19 января 1945 года от имени разведывательно-диверсионной группы в составе восьми человек. Радиоточка располагалась северо-западнее польского населенного пункта Макус. Закончилась игра в связи с капитуляцией Германии.
«Странники»
Началась 14 февраля 1945 года в районе городка Нове-Место в Польше. В ней участвовал агент-радист Кожунов, которого противник оставил в этом населенном пункте для сбора разведывательной информации о Советской Армии. Операция продолжалась до капитуляции Германии.
«Туман»
Данная радиоигра интересна лишь из-за уникальности участников. Семейный дуэт Шило—Таврин вошел в историю «тайной войны» как исполнители покушения на И. Сталина. Об этом деле написано достаточно много, и мы не будем на нем подробно останавливаться. Отметим лишь, что их задержали 6 сентября 1944 года, а сама радиоигра началась в октябре. В ней уведомили Центр о благополучном прибытии и начале работы по подготовке покушения.
Редкие радиограммы в Берлин были малоинформативны. Например, вот текст послания, датированного 1 марта 1945 года: «Познакомился с женщиной-врачом. Имеет знакомства в кремлевской больнице. Обрабатываю». После окончания войны супругов расстреляли…
Радиоигры продолжались до мая 1945 года. Например, в январе 1945 года было задействовано шесть радиоточек: «Ревизор», «Запоздалые», «Связисты», «Ключ», «Братья» и «Туристы». В феврале — четыре: «Диверсанты», «Вега», «Корни» и «Странники». В марте — пять:
«Дезертиры», «Проба», «Лабиринт», «Цепь» и «Вальд». В апреле — четыре: «Звено», «Пограничники», «Организаторы» и «Финал»…
Последняя была самой короткой — 20 суток. Она закончилась в день официальной капитуляции фашистской Германии.
Приложение 1
АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОПЕРАЦИИ «МОНАСТЫРЬ»
Представленные ниже документы заставляют по-новому взглянуть на тех, кто участвовал в операции «Монастырь», и отдельные этапы ее проведения.
Согласно «официальной» истории агент «Гейне» работал в одиночку, жена ему только помогала. На самом деле можно назвать еще трех агентов НКВД, которые активно участвовали в этой операции. В книге уже было рассказано об Алексее Алексеевиче Сидорове («Старый») и Татьяне Борисовне Березанцевой («Борисова»). Третий человек — Вера Сергеевна Сидорова («Мир»).
Их активное участие в операции было отмечено правительственными наградами. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1943 года Демьянов А.П. награжден орденом Красной Звезды, А.А. Сидоров — орденом «Знак Почета», а Т.Б. Березанцева и B.C. Сидорова — медалями «За боевые заслуги».
Другой интересный вопрос, а кто такой Глебов («Предводитель») и почему он не упоминается в документах НКВД? Скорее всего речь идет о «негласном осведомителе», скрывающемся под псевдонимом «Шорох».
Если внимательно вчитаться в первый документ, может возникнуть ощущение, что Бориса Садовского чекисты регулярно «использовали» в качестве приманки для антисоветски настроенных жителей столицы. Три раза арестовывали людей из его окружения, а он оставался на свободе. И поэтому нет ничего удивительного в том, что именно он стал руководителем организации «Престол».
Из плана оперативных мероприятий по агентурному делу «Монастырь»
20 января 1942 г.
I
В течение ряда лет в Москве разрабатывается видный монархист, известный русский поэт Борис Садовской и его жена Наталья Ивановна Воскобойникова, в прошлом фрейлина царского двора.
Чета Садовских связана с церковно-монархическими группами старцев (бывших монахов и монахинь), которые, находясь в глубоком подполье, пытаются влиять на массу верующих в антисоветском духе.
Садовские и их окружение пораженчески настроены, с нетерпением ждут немцев.
Летом 1941 г. Садовской написал резко антисоветское стихотворение, в котором, обращаясь к немцам как к «братьям», звал их прийти уничтожить Советскую власть и установить «самодержавие русского царя»…
II
…В 1933 г. органами НКВД была вскрыта и ликвидирована монархическая группа молодежи, группировавшаяся вокруг Садовского, сам Садовской арестован не был.
Ликвидированная группа уже тогда ориентировалась на германский фашизм.
Вторая группировка, созданная Садовским, была ликвидирована в 1935 г., и, наконец, третья группа (Раздольского) была вскрыта СПУ НКВД СССР в начале 1941 г. Эта группа ставила перед собой задачи террористического порядка.
Несмотря на периодическую ликвидацию антисоветских связей Садовского, он пытается и в настоящее время сколотить вокруг себя контрреволюционные элементы для борьбы с Советской властью.
Установки Садовского в настоящее время сводятся к следующему: «…сейчас ждать. Быть готовым. Во всем слушаться церкви, а как только падет Советская власть под ударами немцев, выступить с категорическим принятием немецкого руководства на первое время и начать исподволь агитацию за установление монархии…»
Неизвестность относительно «точных» планов Гитлера касательно монархии весьма мучает Садовского.
Садовской интересуется, нельзя ли «как-нибудь получить сведения с той стороны», то есть снестись с немцами.
III
В этой связи целесообразно использовать имя Садовского и его ближайших антисоветских связей для:
а) создания канала, по которому можно будет забрасывать нашу специальную агентуру в Германию;
б) дезинформации немцев о положении в СССР;
в) выяснения круга вопросов, интересующих немцев по СССР.
Для решения этой задачи будут использованы проверенные агенты: «Старый» и его жена «Мир»; «Гейне» и его жена «Борисова».
IV
«Старый» является одним из довереннейших людей Садовского.
«Гейне» был подставлен Садовскому через «Старого». 11.01.42 г. принят Садовским как свой человек и единомышленник.
«Мир» с Садовским знакома и принимается у них в доме как единомышленница.
«Борисова» с Садовским, «Старым» и «Мир» не знакома.
Кроме «Старого», Садовского разрабатывает наш агент «Шорох», однако он к участию в намеченной комбинации не привлекается.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73