Следствие продолжаем.
В Тихвине арестован немецкий разведчик-парашютист Ярмоленко Н.Г., 1903 г. рождения, бывший пом. командира танкового батальона по политической части Южного фронта.
Ярмоленко сознался, что в ноябре 1941 г. попал в плен, был завербован для шпионской деятельности и направлен для обучения в школу разведчиков в г. Новоград-Волынске.
После окончания школы Ярмоленко получил задание установить связь с немецким разведчиком, ранее выброшенным немцами в Ленинградской области, передать ему питание для рации, деньги, документы и совместно с ним собирать шпионские сведения.
26 июля Ярмоленко был выброшен с самолета на парашюте в районе Мытищи под Москвой, откуда поездом через Ярославль и Вологду прибыл в Тихвин.
В Тихвине Ярмоленко пытался разыскать немецкого разведчика-парашютиста Голованова (арестован нами в мае с.г.).
Производя розыски, Ярмоленко попал в поле зрения нашей агентуры и был арестован.
Обыском у Ярмоленко изъяты: 15 000 денег, фиктивные документы, два комплекта питания к рации и револьвер «наган».
Начальник Управления НКВД
по Ленинградской области комиссар
государственной безопасности 3-го ранга Кубаткин
Приложение 5
АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО РАДИОИГРЕ «ХОЗЯИН»
План агентурно-оперативных мероприятий Второго управления НКВД СССР и УНКВД по Вологодской области по перевербовке и переброске в тыл к немцам агента германской разведки Н.В. Алексеенко < Март 1942 г .>
В ночь на 28 февраля 1942 г. германская разведка штаба командования немецкой армии Северного фронта перебросила на самолете через линию фронта в Хвойнинский район Ленинградской области группу разведчиков, бывших командиров Красной Армии, военнопленных, в количестве 3 человек с заданием достичь г. Вологды, где собрать для германской разведки шпионские материалы.
Для выполнения заданий группа была снабжена портативной радиостанцией портфельного типа, огнестрельным оружием и крупной суммой денег.
В составе переброшенной группы следующие лица, окончившие специальную школу разведчиков в г. Валк.
1. Алексеенко Николай Васильевич, 1914 г. рождения, уроженец г. Волочаевска Хабаровского края, украинец, гр-н СССР, бывший член ВЛКСМ до 17 октября 1941 г., то есть до момента пленения немцами, в РККА с 1936 г., по званию старший сержант. До плена нач. снабжения участка наблюдения и связи Краснознаменного Балтийского флота в г. Кярдла острова Даго. Все родные и родственники проживают на территории СССР.
В группе разведчиков выполнял обязанности ст. радиста.
2. Лихогруд Иван Федорович, 1913 г. рождения, уроженец с. Соломельки Ераклиевского района Киевской области, украинец, гр-н СССР, беспартийный, в РККА с 1940 г., по званию лейтенант. До плена командир 3-й пулеметной роты 126-й с. дивизии, дислоцированной в г. Риге. Все родные и родственники проживают на территории СССР, временно оккупированной немцами.
В группе разведчиков выполнял обязанности помощника радиста.
3. Диев Николай Алексеевич, 1921 г. рождения, он же Иванов Геннадий Осипович, 1922 г. рождения, уроженец Воскресенского района Саратовской области, русский, гр-н СССР, бывший член ВЛКСМ с 1936 г. по 18 августа 1941 г., то есть до момента пленения немцами, холост, в РККА с 1940 года, по званию лейтенант РККА. Все родные и родственники проживают на территории СССР. До плена командир роты истребительного батальона 125-й с. дивизии.
В группе разведчиков выполнял обязанности разведчика.
6 марта 1942 г. при проверке документов на ст. Бабаево был задержан Алексеенко, который рассказал о цели перехода на территорию СССР. 7 марта были задержаны Диев Н.А., он же Иванов Г.О., и Лихогруд И.Ф.
В процессе ведения следствия установлено, что переброшенная группа разведчиков должна регулярно передавать в штаб разведки немецкого командования Северного фронта следующие шпионские сведения, собирая их в г. Вологде:
1. Дислокация воинских частей, их наименование, количество частей и полностью ли они укомплектованы, фамилии командиров и комиссаров дивизий, какой возраст призван в РККА, имеется ли еще призывной контингент.
2. Имеются ли танки и артиллерия, их количество, достать наставления ко всем минометам, и особенно наставления и чертежи о советских автоматических 122-мм минометах, выяснить количество самолетов на Вологодском аэродроме.
3. Установить, как работает железнодорожный транспорт, какие и куда идут эшелоны по направлению к Ленинграду, прибывают ли грузы из Англии через Архангельский порт, прибывают ли эшелоны с пополнением для Красной Армии из Сибири, выявить связки (кольца) между Кировской и Северной, Ярославской и Северной, Октябрьской и Северной железными дорогами и другие сведения.
4. Установить, какие в Вологде предприятия работают на оборону и какая вырабатывается ими продукция.
Сбор шпионских материалов должен происходить путем опроса населения и путем личного наблюдения. При даче задания явочных квартир резидентуре германской разведки не было дано.
В процессе ведения следствия и изучения через агентуру арестованных разведчиков этой группы устанавливается, что наиболее правдивые и подробные показания о своей преступной изменнической работе дает арестованный Алексеенко, подробно рассказавший как о методах связи с германской разведкой через портативную радиостанцию и обусловленности, существовавшей между ними на случай провала и работы под диктовку советской разведки, так и о всех известных ему фактах содержания военнопленных в лагерях, обучении в школе разведчиков и других интересующих нас данных. Арестованный дает также полные показания, но агентурой характеризуется как болтун, в связи с чем требует дополнительной тщательной проверки.
Арестованный вообще от дачи правдивых показаний отказывается, вводя в заблуждение следствие.
В результате показаний Алексеенко, через приданную ему портативную радиостанцию, установлена связь с радиостанцией германской разведки и передано две радиограммы, дезинформирующие немцев относительно работы железнодорожного транспорта. Текст радиограмм передан общего порядка, ни в коей мере не ориентирующий немцев о работе Вологодского железнодорожного узла.
Как показал Алексеенко, он должен был передавать немцам шпионские сведения по специально обусловленному лозунговому шифру, имея для этой цели ключ, позывной своей («ЛАИ») и немецкой радиостанции («ВАС»), часы работы — 12 час. 20 мин. и 16 час. 20 мин. и длину волн.
Для выявления агентуры немцев в нашем тылу и дезинформации командования противника будем продолжать комбинацию по поддержанию связи с радиостанцией германской разведки, подготавливая одновременно с этим немцев через радиостанцию о постепенном переходе линии фронта в индивидуальном порядке участников группы разведчиков.
Кроме этого, передачей немцам дезинформирующих материалов предусматривается передача в тексте радиограмм нескольких фактов о якобы имевших место крушениях в районе ст. Подборовье, где должна была совершать диверсионные акты переброшенная для этой цели специальная диверсионная группа, нами задержанная, радиостанция которой из-за отсутствия запасного комплекта ламп не работает. Из этой группы диверсантов нами также намечаются к перевербовке и переброске в тыл к немцам отдельные ее участники.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73