Белсон: Да, но я прошу вас быть убедительным.
Муж: Хорошо. (Пауза.) Я чувствую к себе почти отвращение из-за секретарши, в которой так ошибся. Я полагал, что за те деньги, которые решил платить (и заплатил ей сполна, поскольку она все-таки неглупа и способна учиться), я получу человека с опытом, которого не надо будет натаскивать. Я страшно зол на себя за это подспудное желание кого-то воспитывать, учить. Она ничего не соображает ни в финансах, ни в юридической стороне дела… …
Белсон: Нет, нет. Тема должна быть такой, чтобы ее можно было трактовать как правду, а может быть, и нет. Вы должны столкнуться с чем-то, что выглядит вполне правдивым. Проблема с секретаршей — это не совсем то: ваша жена уже посвящена в нее. Вы знаете, что это правда, и она знает тоже. Понимаете, о чем я говорю?
Муж: У меня столько всего происходит разного, и на самом деле хватает такого, на что можно пожаловаться.
Белсон: Найдите что-либо, что может быть правдой, а может и не быть. О чем ваша жена не знает.
Жена: Между прочим, я не собираюсь верить всякой ерунде только из-за вашей инструкции. Я прекрасно понимаю, что он фальшивит.
Муж: В чем, по-твоему, я фальшивлю?
Жена: Ты фальшивишь, когда говоришь, что расстроен.
Муж: Ты права. Я не вижу причин для расстройства. Я на самом-то деле ничем не расстроен.
Утверждение типа «Я на самом-то деле ничем не расстроен» как раз и являлось той искомой целью, на которую было направлено задание терапевта, предписывающее мужу симулировать одно из проявлений его симптома.
Жена: Что, собственно, предполагается — он на самом деле не чувствует себя, как говорит, а лишь хочет казаться, будто испытывает эти чувства, так?
Белсон: Совершенно верно. Так что, когда в течение недели он заводит об этом разговор, вы никогда не бываете полностью уверены, действительно ли его слова так много для него значат или, напротив, не значат ничего.
Муж: Нет, это невозможно. Я…… я…… я считаю это невозможным.
Белсон: Посмотрите на себя, вы только что улыбались, значит, можете.
Муж: Но я не знаю, черт возьми, что должен делать.
Белсон: Давайте попытаемся, примеримся, и там увидим.
Муж: Попытаемся что? Что я должен делать? Я даже не знаю, с чего начать.
Белсон: Начните и все поймете. Я хочу, чтобы вы поняли, насколько для вас самого омерзительно, что вы не делаете ни того, ни другого. Вы сами знаете.
Муж: Ладно, я…… Суть дела в том, вы знаете, я…… я…
Белсон: Помните, что вы можете быть противны, но я прошу вас только притвориться……
Муж: О’кей.
Белсон: ……поскольку в душе вы не такой. Вот что я имею в виду.
Муж: В голове — я могу быть такой, но в душе — нет.
Белсон: Справедливо.
Муж: Это ваши слова.
Белсон: Совершенно верно.
План оставался прежним. Предстояло добиться от мужа четырехкратной попытки изобразить себя никудышным, бездеятельным, безответственным и неадекватным, в то время как жена и терапевт должны были единодушно критиковать посредственность его исполнения. И лишь после этой четырехкратной попытки терапевт мог перестать настаивать на продолжении игры.
Муж: В воскресенье мы пошли пообедать, и я вернулся с тяжеловатым чувством. Не без оснований, так как был слегка навеселе, из-за шампанского, которое мы выпили. Я рассчитывал пойти в офис и поработать, но на улице было очень хорошо, солнечно, и я вдруг вспомнил, что в саду надо много чего сделать, и подумал: «Я поработаю здесь часок, потом переоденусь и пойду в офис». Но за час работы я не сделал почти ничего; все дело — в моей неуклюжести……
Белсон: Используйте слова безответственный и неадекватный.
Муж: Я возился с кустом пиореи… или как она там называется.
Жена: О-о, Господи! (смеется) пиорея … (показывает на свой рот).
Муж: Этот куст ягод, забыл его название……
Жена: Пираканта.
Муж: Пираканта… достиг грандиозных размеров, и я подрезал его. Он был такой огромный, что закрыл собой кондиционер, и тот перегрузился. Я подумал: «Дерьмо, надо бы выкорчевать тебя, потому что если придется и дальше пользоваться кондиционером, то, боюсь, мы окажемся не в состоянии это сделать». Это была грандиозная задача! И тут я взглянул на стрелки своих часов — часа как не бывало. И тогда я подумал: «Проклятье, моей безответственности нет предела! Вожусь тут с этой пиракантой…… А ведь мог бы отпилить ее, оставить там и пойти в офис, как и обещал, и заняться делом. Но день был так хорош! И разве я не заслужил того, чтобы немного поработать среди этой красоты? Тем более что работа в саду доставляет мне такое удовольствие! Кроме того, я нуждаюсь в физических упражнениях. Да черт с ней, с этой конторой!»
Белсон: Нет-нет, от начала и до конца безответственность недостаточна. Все выглядит как-то неубедительно.
Муж: (оправдываясь) Я никогда не бываю целиком безответственным, потому что даже если я чего-то не делаю, то все-таки намереваюсь это сделать, или делаю что-либо другое. Я всегда……
Прозвучало высказывание, которое, по исходному замыслу, требовало реплики терапевта.
Белсон: Нет-нет, не верю. Вы совершенно не убедили вашу жену в том, насколько были безответственны.
Муж: Она знает, потому что пришла домой как раз в пять часов.
Белсон: Жена собирается читать ваши мысли снова на следующей неделе, как……
Муж: Она вернулась домой в пять часов и страшно разозлилась, обнаружив меня дома, а не на работе.
Белсон: Возвращайтесь назад и расскажите ей свою историю, и в этой истории вы должны быть еще более безответственным. Иначе она не поверит вам. Предупреждаю, я буду во всеуслышанье вас критиковать; просто я хочу, чтобы вы сыграли как можно лучше, только и всего.
Муж: Не представляю даже, что я еще могу сделать. Я…… я рассказываю…… ничего не придумываю. Рассказываю, как все было. Что я чувствовал… Это не вымысел. Я даже не знаю, как тут можно что-нибудь придумывать. Я не способен фабриковать такие вещи.
Белсон: Вы точно так же способны неоднократно воспроизвести какое-либо действие в своей жизни, как и любой другой человек. (К жене) Меня не волнует, будет или не будет ваш муж бездействовать в своей жизни. Я хочу только одного: чтобы он показал, что в состоянии выполнить эту задачу как надо, и в ближайшую неделю мы все-таки получили необходимый результат. Вы ничего не можете предложить, чтобы он добился большего эффекта?
Жена: Попробуй мысленно представить, каким неадекватным ты себя чувствовал. И после этого расскажи мне, каким ты себя чувствовал неадекватным.
На этот раз жена произнесла фразу, требующую ответной реплики терапевта. Вместо того чтобы переубеждать своего супруга, что он вовсе не такой уж неадекватный, она попросила его подумать и рассказать о чувстве своей неадекватности.
Белсон: Могли бы вы подсказать ему какой-нибудь пример? Чтобы он долго не ломал голову……
Жена: Даже не знаю. Может быть, уместной будет мысль о штабелях документов в офисе?
Муж: Это целая история.
Жена: Хорошо. Скажи, пока ты возился с этой пиракантой, ты думал о той горе бумаг, которые ждали тебя в офисе?
Муж: Конечно, думал. Но я думал и о пираканте, а также о том, какого черта мне все это надо. Неудивительно, что этот парень хочет полторы сотни баксов, чтобы привести в порядок грядки. Знаете, какая там уйма работы! Один вшивый куст роз и несколько других деревьев — и четырех часов как не бывало.
Жена: Так концентрироваться на том, что ты чувствовал……
Муж:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77