Шерпы небольшой по численности народ, проживающий в районе Соло-Кхумбу, расположенном в междуречье двух притоков реки Дудх-Коси — Бете-Коси и Имья Кхола. Этот район окружен высокими горами — частью Главного Гималайского хребта и его высокими обрывистыми отрогами. В участке Главного хребта у родины шерпов расположен только один перевал Нангпа-ла, высотой 5806 м. По этому перевалу проходит торговый путь, и издавна шерпы ходили через этот перевал в Тибет и обратно. Искусные горные охотники и скотоводы, любящие свою страну, расположенную на высоте от 2000 до 4000 м, они оказались отличными горовосходителями.
Их страна мала по размерам, и обрабатываемой земли там очень мало. Здесь произрастает пшеница (в нижних частях долины Кхумбу), выше культивируются овес, картофель. Но земля находится в собственности богатых. Большинство населения живет очень бедно, многие из них вынуждены уходить на заработки, нанимаясь в качестве носильщиков для перевозки грузов в Тибет и обратно.
Шерпы жизнерадостные и веселые люди. Они не унывают и в трудных положениях.
Живут шерпы в деревянных двухэтажных домах, в первом этаже которых расположена конюшня, а наверху — жилое помещение. В жилой комнате дома шерпов расположены: очаг, приподнятая над полом возвышенная часть комнаты, на которой разложены одеяла, подушки, а у кого есть, и ковры. На противоположной стене располагаются полки с посудой. Дальний конец комнаты используется в качестве кладовой для зерна и других продуктов. Здесь же и сельскохозяйственные орудия — деревянные плуги, мотыги и прочая утварь…
Вот эти-то простые люди и обеспечили победу зарубежным альпинистам над высочайшими вершинами мира.
Таким образом, альпинистский состав этой экспедиции нельзя было назвать сильным (в штурме практически могли участвовать только четыре человека), хотя Комитет Эвереста и констатировал, что все участники были лучшими альпинистами Англии.
Развернулась деятельная подготовка к предстоящему штурму. С ноября 1921 г. до марта 1922 г., т. е. до самого выезда участников экспедиции в Индию, все альпинисты, а также много других людей, специально привлеченных к делу подготовки ее, энергично и тщательно разрабатывали все необходимые вопросы по обеспечению экспедиции, заказывали и закупали снаряжение, подбирали необходимые дополнительные материалы и сведения по Гималаям, разрабатывали рационы питания, заказывали продукты по этим рационам, с обеспечением специальной их упаковки.
Снаряжение особенно беспокоило руководство экспедиции и Комитета Эвереста. Было многое сделано, чтобы подобрать новые, более легкие и вместе с тем прочные материалы и создать наиболее удобные модели.
В результате экспедиция получила ряд новых образцов снаряжения.
Успешно был решен вопрос и в отношении подготовки продуктов питания для штурмовых групп экспедиции.
Высококалорийные, концентрированные продукты подготавливались в виде небольших порций в специальной упаковке, предохраняющей эти продукты от порчи. Проверены эти продукты на усвоение их организмом в условиях пониженного давления. Все виды продуктов проверены на неизменяемость их качества после нахождения в условиях низких температур в продолжение длительного времени.
Значительное внимание было уделено использованию кислорода в период штурма.
Естественно, что самой серьезной трудностью при горовосхождениях на таких высотах является недостаток кислорода для обеспечения всех необходимых функций человеческого организма. Что же можно сделать для того, чтобы решить этот вопрос? На первый взгляд казалось, что достаточно снабдить альпинистов необходимым запасом кислорода, и они легко достигнут вершины.
Но опыта применения кислорода в подобных условиях не было. Нужно ли иметь кислород на все время пребывания людей на высотах выше 7500 или 8000м, или хотя бы частично обеспечить их кислородом на это время? Никто не мог дать ответа на этот вопрос.
Транспортировать большое количество кислорода было очень трудно. Получить кислород где-то близко к району восхождения было вообще невозможно. Вследствие этого пришлось отказаться от мысли обеспечить участников штурма кислородом на все время высотной части штурмового маршрута. Но все же решили кислород взять, хотя и в ограниченных количествах. Считали, что он может быть использован той группой, которая пойдет на штурм одной из первых. Если даже кислород не поможет взойти на вершину, то обеспечит достижение этой группой значительно большей высоты, чем все предыдущие, что в свою очередь поможет следующей группе подняться на большую высоту, а может быть и до самой вершины. Но все эти заботы относились к альпинистам. О носильщиках не было и речи. Комитет Эвереста считал, очевидно, что носильщикам не требуется ни специального снаряжения, ни специального питания. Между тем и Комитет и сами участники экспедиции были твердо уверены, что если носильщики не поднимутся до высоты 8250 м, то экспедиция не будет иметь надежды на выполнение своих задач.
Много усилий было приложено и к разработке тактического плана восхождения. В основу его положена «двойка». Это значит, что с исходного лагеря на Северном перевале (Чанг-ла) штурмовые группы выходят численностью в два человека. Подобная группа с необходимым количеством носильщиков идет до такой высоты, до которой максимально могут быть подняты грузы носильщиками. Здесь разбивается лагерь (ночевка), носильщики отпускаются вниз, штурмовая же группа, переночевав здесь, наутро отправляется на штурм вершины с расчетом в тот же день добиться победы и спуститься в штурмовой лагерь.
Таким образом, план штурма Джомолунгмы (Эвереста) слагался из двух частей. Первая — общее движение к Северному перевалу с предварительной заброской промежуточных лагерей на леднике Восточный Ронгбук, по которому будет проходить маршрут экспедиции. Вторая — движение от перевала до вершины. Здесь также предусмотрено создание промежуточных лагерей. Но эти лагери должны были состоять лишь из одной-двух маленьких палаток, с небольшим запасом продуктов только для альпинистов.
Большое внимание было уделено транспортировке грузов на всех участках маршрута. От этого сложного вопроса в значительной степени зависел успех экспедиции.
По плану предусмотрено было привлечь 30—40 носильщиков из жителей Непала, привыкших к деятельности на больших высотах. Их предполагалось использовать для заброски всех грузов от Северного перевала и выше. Чтобы разбить нижние лагери и доставить туда многочисленные грузы, должны были быть наняты не менее 100 тибетских носильщиков.
Кроме того, было предусмотрено нанять большое количество вьючных животных для доставки из Дарджилинга всех грузов экспедиции в основной лагерь на леднике Ронгбук.
Для научной работы привлекались специалисты: медики, натуралисты, фотографы, художники и несколько офицеров колониальных войск, на которых возлагались маршрутная и картографическая съемки местности.
Наконец сборы были закончены, и 26 марта 1922 г. вторая экспедиция английских альпинистов на Джомолунгму выступила из Дарджилинга. Ее участникам предстояло повторить маршрут первой экспедиции через Гималаи, для того чтобы подойти к объекту восхождения с севера.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107