Из мелкозернистой глины лепили модель украшения и покрывали ее тонким слоем воска, поверх которого налепляли глину. При нагревании формы воск выплавлялся и в ней образовывалась полость, в точности воспроизводящая конфигурацию модели. Расплавленное золото или серебро вливали в верхнее отверстие, специально для этого сделанное. Оно заполняло все пустоты формы. Теперь оставалось лишь обождать, пока металл застынет, чтобы извлечь из формы отливку. Затем ее шлифовали, а для придания блеска погружали в ванну из квасцов.
Двуглавая змея. Древнемексиканская мозаика.
Здесь процесс литья изображен схематически. В действительности он был значительно более сложным. Главная трудность заключалась в создании вокруг восковой модели прочной, жаростойкой оболочки, которую не мог бы разрушить расплавленный металл. Хрупкую восковую модель как бы облекали в тонкий, но чрезвычайно прочный керамический чехол, который предохранял от образования пригара, шероховатостей, оспенной поверхности. Это достигалось подбором соответствующих сортов глины и песка, строгим температурным режимом заливки, искусством изготовления формы. Всем этим в совершенстве владели древние ацтекские металлурги. Глаза заменяли им точные приборы, которыми пользуются сейчас литейщики.
Очень разнообразны и красивы были гончарные изделия мексиканских мастеров. Каждое племя, часто даже отдельное селение, изготовляло свои, особой формы глиняные сосуды, имевшие также различные орнаменты. Сосуды лепили от руки, так как гончарный круг не был известен древним жителям Мексики.
Особенно славились своей характерной, богато орнаментированной керамикой Тлашкала и Чолула. Сосуды из Чолулы, украшенные изображениями людей, богов, животных и растений, были самыми ходовыми предметами при меновой торговле. Недаром археологи обнаруживают их при раскопках во всей Южной Мексике и в значительной части Центральной Америки.
Высоко стояло у ацтеков и ткацкое ремесло. Их ткани отличались сложным и красивым рисунком, они играли яркими красками. Ацтекские мастера умели придавать тканям вид бархата, парчи, различных мехов. К сожалению, разрушения, произведенные временем, а впоследствии – испанскими завоевателями, очень велики. Сохранилось немного образцов этого замечательного искусства, и мы знаем о нем большей частью по описаниям и рисункам.
Связанное с ткачеством другое ацтекское ремесло – составление узоров из перьев – было замечательным искусством. Мастер брал самые разнообразные по окраске перья: длинные зеленые – кецаля (небольшой птички с очень красивым оперением), ярко-красные – попугая-кардинала и других птиц – и составлял из них сложный и прихотливый узор. Затем стержни этих перьев в определенном порядке либо прикрепляли к сетчатой ткани в местах скрещения нитей, либо просто наклеивали на хлопчатую ткань. Этим способом изготовляли те знаменитые плащи из перьев и пышные головные уборы вождей, которые так поразили испанских завоевателей.
Такой же перьевой мозаикой, изображавшей различных животных или воспроизводившей геометрические узоры, часто украшали щиты знатных воинов.
В изделиях из перьев поражало удивительно гармоничное сочетание цветов и оттенков. Трудно было поверить, что это не произведение живописи, настолько совершенен был подбор красок. Изделиями из перьев особенно славился Теночтитлан.
Своеобразное ремесло мастеров перьевой мозаики сохранилось до наших дней. Мексиканские мастера и сейчас умеют создавать при помощи перьев красивые пейзажи и забавные бытовые картинки.
Картинка из перьев, сделанная ацтекским мастером в прошлом столетии.
Письмена-рисунки
В развитии письменности ацтеки не пошли далее пиктографии, суть которой заключается в передаче смысла с помощью рисунков.[xix] Пиктографию называют поэтому также рисуночным письмом или картинописью.
Рисунки, которыми изображаются предметы, события, действия, еще не приобрели постоянного, устойчивого значения, и читать пиктограмму очень трудно. Она доступна лишь узкому кругу посвященных. К тому же этот вид письма крайне несовершенен. Он не пригоден для записи литературных произведений, отвлеченных понятий и многого другого.
Но ацтеки, видимо, вполне удовлетворялись выработавшимся у них в течение веков рисуночным письмом. С его помощью они записывали размеры дани, получаемой с покоренных племен, вели свой календарь, отмечали религиозные и памятные даты, составляли исторические хроники.
Ацтекский календарь – очень сложный и запутанный. В нем два параллельных раздела: солнечный календарь, состоявший из 18 месяцев по 20 дней в каждом (плюс 5 «несчастливых» дней), и священный календарь, обнимавший период в 260 дней. Он подразделялся на 20 недель по 13 дней в каждой.
Парадный щит из перьев. Под ним – кремневый нож для жертвоприношений с рукоятью мозаичной работы.
Составители календаря – жрецы – руководствовались целым рядом сложных правил. При этом они пользовались специальными справочниками. Некоторые из них дошли до наших дней. Каждый из таких справочников представляет собою целую серию довольно сложных рисунков божеств, культовых предметов, птиц, животных и т. д. Некоторые рисунки выполнены в красках. Разобраться в значении и смысле этих загадочных изображений помогли ученым пояснительные записи, составленные некоторыми монахами со слов индейцев после завоевания Мексики.
На этом рисунке изображены двадцать дней ацтекского солнечного календаря.
Ацтекский солнечный год мог начинаться лишь четырьмя днями («Дом», «Кролик», «Тростник», «Кремневый нож»). После каждого 52-летнего цикла счет лет велся с начала. Никакой преемственности между циклами не было. Это сейчас чрезвычайно затрудняет датировку многих событий.
Представьте себе, что мы бы датировали основание Петербурга 3-м годом, изгнание Наполеона из России – 12-м годом, Великую Октябрьскую революцию – 17-м годом, восстание декабристов – 25-м годом, крестьянскую реформу – 61-м годом и введение на Руси христианства – 88-м годом, не указывая столетия. Человека, не знающего историю, такого рода хронология поставила бы в тупик, поскольку не сказано, что первое событие произошло в XVIII веке, второе – в XIX, третье – в XX, четвертое и пятое – снова в XIX, а шестое – почти на девятьсот лет раньше, в X веке.
Знаки для обозначения дней ацтекского календаря. Крокодил. Голова смерти. Обезьяна. Коршун. Ветер. Олень. Трава. Движение. Дом. Кролик. Тростник. Кремневый нож. Ящерица. Вода. Оцелот. Дождь. Зме-. Собака. Орел. Цветок (сверху вниз и слева направо).
Цифры и методы счисления ацтеков.
1 – один – точка или палец; 2 – двадцать – флаг; 3 – четыреста – значок, изображающий волосы; 4 – восемь тысяч – мешок с бобами какао; 5 – десять масок из драгоценного камня; 6 – двадцать мешков кошенильной краски; 7 – сто мешков какао; 8 – четыреста тюков хлопка; 9 – четыреста банок меда; 10 – восемь тысяч связок листьев с копаловой смолой; 11 – двадцать корзин с 1600 молотых зерен какао в каждой; 12 – четыреста два хлопчатых одеяла.
С ростом могущества ацтеков, расширением подвластных им земель и племен, усложнением техники и производственных отношений совершенствуется и пиктографическое письмо. Ацтеки не дошли до изобретения алфавита, но они к этому заметно приблизились.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60