* * *
В продолжение всей своей долгой жизни Мария Павловна оказывала неоценимую помощь в изучении жизни и творчества А. П. Чехова. Она вела большую переписку по «чеховиане». Научные работники, литературоведы, аспиранты, профессора, студенты и просто люди, любящие Чехова, писали ей письма с просьбами рассказать о тех или иных подробностях из жизни и творчества писателя, об отдельных деталях его биографии, прокомментировать письма, документы, рассказать, как создавались некоторые произведения. К кому же, как не к Марии Павловне, было обращаться с такими просьбами! На ее глазах прошел весь жизненный путь великого писателя, она была свидетельницей его встреч и связей с виднейшими деятелями русской культуры. Чайковский, Григорович, Плещеев, Лев Толстой, Короленко, Горький, Шаляпин, Станиславский, Немирович-Данченко и другие бывали в семье Чеховых. Марии Павловне было чем поделиться со своими корреспондентами и слушателями. На все письма она давала ответы, используя свою огромную н прекрасно сохранившуюся память о событиях и днях, происходивших иной раз пять-семь десятков лет назад. Она передавала новым поколениям свои знания об эпохе, об исторической обстановке, в которой жил и работал Чехов.
Была у Марии Павловны еще особого рода переписка - с учащейся молодежью, со школьниками и пионерами. Так же, как и Антон Павлович, она любила детей и отвечала на каждое детское письмо. С некоторыми школами у Марин Павловны была постоянная переписка, например, с учащимися таганрогской средней школы имени А. П. Чехова. В 1935 году, во время пребывания в родном городе, когда Марии Павловне было уже около 70 лет, таганрогские пионеры присвоили ей звание почетного пионера города Таганрога и торжественно вручили пионерский галстук.
Проходили годы - десять, пятнадцать, двадцать лет...
Те мальчики и девочки, которые принимали ее в свою пионерскую организацию, давно уже были инженерами, врачами, научными работниками, но девяностолетняя Мария Павловна по-прежнему оставалась для всех новых поколений ребят почётной пионеркой и с гордостью носила, это звание. Когда у нее происходили встречи с пионерами в Доме-музее, она никогда не выходила к ним без пионерского галстука.
Письма от сестры великого русского писателя встречались школьниками с энтузиазмом и читались обычно всем
классом.
«Вы для наших школьников живой участник их жизни», - писали Марии Павловне учителя таганрогской школы им. Чехова.
Мария Павловна была «живым участником жизни» не только пионеров, но и всего советского народа. С 1939 по 1947 год она была депутатом Ялтинского городского Совета депутатов трудящихся и принимала живейшее участие в его работе.
Неоценимую помощь она оказывала всем мемориальным чеховским местам. Когда создавался школьный музей в бывшей таганрогской гимназии, где учился А. П. Чехов, восстанавливался для музея мелиховский дом Чеховых, организовывались новые чеховские уголки и музеи в Москве, Сумах, на Сахалине - отовсюду обращались к Марии Павловне за советами и консультациями, и всем она помогала, передавая свои знания.
Тяжелые времена пережила Мария Павловна в грозные дни Великой Отечественной войны и оккупации Ялты. При создавшихся условиях Дом-музей, его библиотека, архив, обстановка не могли быть эвакуированы, и Мария Павловна осталась с детищем своей жизни. Только благодаря ее присутствию, героической выдержке и упорству Дом-музей был спасен от разграбления.
Надо было видеть, с какой радостью встретила Мария Павловна первых воинов Советской Армии. Они пришли к ней сразу же после освобождения Ялты, чтобы узнать о судьбе чеховского Дома-музея и самой Марии Павловны. Уходя в тот же день в бой, воины оставили письмо, говорящее о глубине любви русского воина к великому патриоту-писателю Чехову. Это письмо Мария Павловна всегда хранила, как один из самых драгоценных своих документов. Вот оно:
«Дорогая Мария Павловна! Бойцы и офицеры воинской части 23646 горячо благодарят Вас за то, что в тяжелые дни немецкой оккупации Вы сумели сохранить этот родной и близкий каждому русскому человеку домик нашего замечательного писателя Антона Павловича Чехова.
Сейчас мы идем в бой. Во имя любви к жизни, во имя любви к человеку, во имя всего того, чем жил и что любил наш Чехов, мы будем уничтожать орды фашистских злодеев, заливших кровью нашу родную землю.
По поручению бойцов и офицеров части
старший лейтенант В. СТРЕЖЕНСКИЙ
16 апреля 1944 года».
Советское правительство высоко оценило полезную деятельность М. П. Чеховой по хранению, изучению и изданию литературного наследства великого русского писателя и в 1944 году наградило ее орденом Трудового Красного Знамени. В 1953 году в связи с 90-летием Марии Павловне было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
* * *
Начав печатать неопубликованные материалы и письма А. П. Чехова еще в 1912-1916 годах, Мария Павловна продолжала эту работу и в советское время. Если в изданном ею до революции шеститомнике писем А. П. Чехова насчитывалось всего лишь 1898 писем, то в последнем восьмитомном издании эпистолярного наследства великого писателя (Гослитиздат, Москва, 1947-51) собрано и прокомментировано уже 4200 писем. Осуществить это издание было возможно только при огромной помощи, какую оказала издательству Мария Павловна Чехова.
В числе этих писем в восьмитомнике напечатано 434 письма Антона Павловича к Марии Павловне. Между ними, когда они временно расставались, велась переписка. Она длилась двадцать семь лет (1877-1904 гг.). Письма Марии Павловны к брату долгое время оставались неопубликованными, хотя и представляли большой интерес для изучения жизненной и творческой биографии Чехова.
В 1954 году Мария Павловна, наконец, опубликовала их в своей книге «Письма к брату А. П. Чехову» («Гослитиздат», Москва, 1954).
В письмах раскрываются многие биографические детали из жизни Чехова, отдельные моменты его творчества, обрисовываются взаимоотношения с известными писателями, артистами, художниками, общественными деятелями. В них чувствуются отзвуки настроений русской общественности в канун первой революции.
Вместе с тем в этих письмах встает умная, с тонким юмором, наблюдательная женщина, любящая сестра, совершившая жизненный подвиг во имя брата.
В девяностых годах Марии Павловне делал предложение Александр Иванович Смагин, человек для нее далеко небезразличный. Но после мучительных раздумий она отказала ему, чтобы не покидать брата, не причинять ему неприятностей, не нарушать установившегося течения его жизни и той творческой обстановки, которую она ему всегда стремилась создавать.
Между прочим Александр Иванович, прожив до глубокой старости, в конце своей жизни признался писательнице Л. А. Авиловой, что всю жизнь он любил только одну Марию Павловну. А Мария Павловна, рассказывая в своих воспоминаниях об этом эпизоде, писала: «...Я сообщила Смагину о своем отказе... Антон Павлович, видимо, не догадывался, какие сложные чувства наполняли меня тогда. Когда лет через двадцать я издавала эпистолярное наследие брата, я познакомилась с его письмами к Суворину. Из них я узнала, что Антон Павлович писал ему тогда:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32