АННОТАЦИЯ
Ри?хард Штраус - немецкий композитор
Ступель Александр Моисеевич
«РИХАРД ШТРАУС»
Краткий очерк жизни и творчества
Издательство „Музыка", Ленинградское отделение
I. «РИХАРД II»
Он прошел долгий, блистательный и трудный путь триумфатора. Шумная слава окружала его с юных лет до конца жизни. Яростные дискуссии и резкие нападки на его творчество, казавшееся в свое время необычайно смелым, лишь способствовали росту его известности и влияния. Его называли Рихардом II, преемником Рихарда Вагнера на престоле некоронованного главы немецкой музыки. Он был наделен разносторонним дарованием и неистощимой творческой энергией, сверх того он обладал неоценимым качеством: по выражению Густава Малера, он был «великим Своевременным», подлинным сыном своего века. Это говорил «великий Несвоевременный», на себе испытавший, каким невзгодам подвергается художник, опередивший эпоху и далеко заглянувший в будущее.
Верно, что Штраус шел впереди своих собратьев. Но не успевали затихнуть споры о его новшествах, как они становились традицией. Еще при жизни он был причислен к классикам немецкой музыки. Бурные волны событий - становление «на крови и железе» Германской империи, две мировых войны, разгром вильгельмовской монархии, крушение нацизма - казалось, обходили стороной одного из крупнейших представителей национальной культуры. Он пережил исторические потрясения, сохранив неутомимую творческую силу. К концу жизни, в 20-30-х годах, стареющего композитора захлестнули новейшие художественные течения. Их поборники объявляли творчество Штрауса устаревшим, старомодным. И все же его лучшие произведения незыблемо возвышались среди пестрой смены эстетических воззрений и стилистических опытов. С тех пор прошли годы. Приближается конец века, многие искания ушли в прошлое, а наследие Штрауса, «последнего из великого племени полнокровных немецких музыкантов», как назвал его Стефан Цвейг, по-прежнему сохраняет значение и привлекает слушателей всего мира.
Подобно Баху, Бетховену, Брамсу и тысячам безвестных тружеников, воспринявших свою профессию от дедов и отцов, Штраус - музыкант наследственный, коренной представитель сословия немецких цеховых мастеров. Это наложило отпечаток (на всю его жизнь: ребенок рано приобщился к музыке, занимавшей центральное место в быту семьи; юноша, начавший артистическую деятельность, получил поддержку отца и его коллег; первые шаги молодого музыканта прошли относительно благополучно, без трудностей и осложнений, выпадавших на долю пришельцев из других общественных слоев.
Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. Отец его, Франц-Иозеф, выходец из крестьян, добился видного положения в артистическом мире. Он был первым валторнистом в Мюнхенском придворном оркестре, славился как один из лучших виртуозов своего времени; играл и на других инструментах, занимался композицией, преподавал в Высшей музыкальной школе. Это был музыкант старой закалки, почитатель классических традиций, противник новизны, в том числе реформы Вагнера. Его твердый характер был хорошо знаком дирижерам, появлявшимся в Мюнхене. Тем не менее они отдавали должное его великолепному мастерству. Крупнейший дирижер и пианист Ганс Бюлов, человек резкий и решительный, с уважением отзывался об искусстве прославленного валторниста: «Это невыносимый парень, но, когда он играет, невозможно сердиться на него». (Заметим, что «парню» в то время было под 50 лет.) Его супруга Иозефина, урожденная Пшорр, дочь состоятельного пивовара, имела музыкальную подготовку; ее род насчитывал немало инструменталистов и оперных артистов. Она была первой учительницей маленького Рихарда; уроки на фортепиано начались, когда мальчику исполнилось 4 года. Несколько позже его передали более опытным педагогам - арфисту Томбо и скрипачу Вальтеру.
Детство проходило в патриархальной бюргерской среде. О мальчике заботились строгий, своенравный отец, добросердечная мать, терпеливо переносившая тяжелый характер супруга, любящая сестра Иоганна. Штраусы много музицировали. Играли сочинения немецких классиков и романтиков находилось время и для бытовой музыки - любимых песен и танцев. В раннем возрасте Рихард прослушал «Волшебную флейту» Моцарта, «Вольного стрелка» Вебера и другие популярные оперы немецкого репертуара. Музыкальное дарование мальчика проявилось рано: в 6 лет он сочинил несколько пьес и попробовал написать увертюру для оркестра. Родители позаботились о его общеобразовательной и музыкальной подготовке. Рихард прошел курс гимназии, изучал историю искусства и философию в Мюнхенском университете. Одновременно продолжались уроки музыки под наблюдением отца. Еще в 11-летнем возрасте мальчик начал занятия по теоретическим дисциплинам - гармонии, анализу форм, оркестровке под руководством мюнхенского дирижера Ф.-В. Мейера. Участие в любительском оркестре помогло практически изучить инструменты, что оказало неоценимую помощь в дальнейшей деятельности.
Занятия у Мейера шли успешно. За 5 лет юный музыкант настолько преуспел, что поступать в консерваторию оказалось излишним. Рано созревшее мастерство сказалось в произведениях различных жанров, создававшихся по ходу учения. Одна за другой сочинялись Соната для фортепиано, пьесы для валторны, хор на слова из «Электры» Софокла. Партитура Торжественного марша, написанная 12-летним музыкантом, была издана и обозначена как opus 1; Симфония ре минор 17-летнего автора была исполнена Мюнхенским придворным оркестром. Молодой композитор встретил доброжелательный прием. Общая обстановка, создавшаяся в стране, благоприятствовала ему.
Штраус вступал в жизнь в знаменательную эпоху германской истории. Когда ему исполнилось 7 лет, в 1871 году, совершился перелом, имевший огромное значение для судеб Европы. Ушла в прошлое вековая раздробленность его родины, разбитой на десятки королевств и герцогств; после победы над Францией воздвиглось железное здание Германской империи под фактическим главенством воинствующей юнкерской Пруссии. К концу XIX века молодое государство превратилось в могущественную державу. В высших слоях общества росла националистическая гордость успехами империи, рождались стремления к мировому господству. Это отразилось на таком чутком барометре общественных настроений, как литература, искусство и философско-историческая наука. Расцвели военная беллетристика и батальная живопись, воспевавшие победы германского оружия, на первый план выступил крайний индивидуализм в виде культа «сильной личности». В противоположность образу великодушного героя, создававшемуся на протяжении веков, эпоха империализма выдвинула зловещую фигуру высокомерного властителя, стоящего над человечеством, надменного и жестокого «сверхчеловека».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26