Преобразование внешнего мира, превращение природного материала в «органы человеческой воли» властвующей над природой является существенной стороной жизни людей. Кроме того, в своем отношении к природе человек формирует себя также в качестве существа, сопричастного полноте ее самобытной жизни. Действительное единство человека и природы реализуется как взаимопроникновение встречных процессов: «очеловечивания природы» и «натурализации» человека. В процессе «очеловечивания» природа в качестве материала, предмета, средства труда вводится в ритм общественно-исторического процесса. «Натурализация» же человека есть обогащение его жизнедеятельности многообразием природных сущностей. Если первый процесс осуществляется под знаком преобразования природы, то второй - ее сохранения. Таким образом, разрешение противоречий между человеком (обществом) и природой видится в нахождении оптимального сочетания двух названных процессов освоения окружающего мира человеком.
Одним из перспективных путей поиска и приближения к этому оптимуму является разработка проблем формирования и развития экологической культуры общества, которая осуществляется отечественными и зарубежными исследователями особенно интенсивно начиная с семидесятых годов XX в.
Этот путь выбран не случайно именно сейчас, ибо «универсальным прибежищем во всех чрезвычайных обстоятельствах стала для нас культурная изобретательность и культурная адаптация - впрочем, это, в сущности, единственное средство, которое нам сейчас доступно».
Именно культура является той сферой человеческого бытия, осознанное изменение которой создает перелом в преобразовании всей системы взаимоотношений между природой и обществом. И если в прошлом преобладали стихийные элементы в развитии культуры, то экологическая культура не может возникнуть сама по себе, хотя отдельные ее элементы вполне могут возникать и развиваться стихийно. В конечном счете, экологическая культура может быть только результатом целеустремленных, сознательных усилий как представителей различных наук, так и всего общества и его институтов. Рассмотрим некоторые из механизмов определяющих процесс формирования и развития экологической культуры общества.
1.2. Традиции как специфическая форма социокультурной детерминации взаимодействия человека с природой
С рождением человечества природа как бы раздвоилась: с этого момента она существует в виде двух частей, которые если и тождественны субстанционально (представляя собой формы бытия одного и того же универсума), то глубоко различны с точки зрения способа, типа и ритма своего существования. Единое универсальное бытие по-разному осуществляет себя в двух своих частях, причем ни один из этих способов самоосуществления универсума не чужд его внутренней структуре, они находятся хотя и в различных, но одинаково существенных отношениях к нему. В то же время различие, которое наметилось в момент раскола на природу «как таковую» и природу, выступающую в виде «естественноисторического» организма - общества, с развитием человеческой цивилизации привело характер отношений в системе «общество - природа» до степени серьезных противоречий, свидетельством чему является углубляющийся экологический кризис. Для поиска выходов из сложившейся ситуации целесообразно исследовать процесс перехода от различия к противоречиям, местами даже к противоположности, в системе «общество - природа» и выяснить способы, механизмы, позволяющие в течение длительного времени поддерживать своеобразный гомеостаз в ней.
Для нормальной жизнедеятельности и воспроизводства любому организму необходима среда с определенными условиями, в которой осуществляется обмен веществ и энергией. С другой стороны, каждая особь конкретной популяции обладает такими свойствами, которые позволяют ей нормально функционировать именно в данной конкретной среде. В поведенческом плане это набор условных рефлексов, передаваемых от поколения к поколению, которые фиксируются в виде системы "следов" от вызванных окружающей средой раздражений - кооперирующихся между собой нервных центров. Отдельные организмы, входящие в состав популяций, мало отличаются. Исключение составляют немногочисленные мутанты, в организме которых произошли какие-либо резкие изменения, меняющие их морфологические и (или) физиолого-поведенческие признаки. Изменения, вызванные мутацией, могут быть негативными в смысле приспособляемости организмов к данной среде - они уменьшают способность организма к выживанию в данных условиях; нейтральными, которые не уменьшают способности организма к выживанию в данной среде, но и не увеличивают их; положительными, дающими организму в данной среде преимущества в борьбе за выживание. Низкая частота случайных мутаций (порядка одной на сто тысяч особей) приводит к тому, что складывается отрицательное отношение «нормальных» организмов к ярко выраженным мутантам: их сторонятся, уничтожают или изгоняют из пределов среды обитания данной популяции. Но в условиях постоянно меняющейся среды, различных природных катаклизмов в процессе эволюции, мутанты быстрее приспосабливались к новой среде, а многие «нормальные» организмы погибали. Закрепляясь в генетическом коде, необходимые для выживания признаки передавались уже по наследству следующим поколениям. Современные научные данные о механизме наследственности не дают безусловных оснований для однозначного вывода о возможности генетической передачи прижизненно приобретенного опыта. В то же время информационная емкость генетического кода оказывается недостаточной для обеспечения выживания и поведения отдельной особи. Выход из этого количественного тупика достигается как путем раскрытия все более тонких генетических структур, так и путем учета негенетических механизмов передачи информации регулирующих поведение организмов. Концепции органической эволюции связывают прогрессивное развитие в животном мире с развитием способности получения и обработки большого количества информации с целью адаптации к среде обитания. В некоторых линиях эволюции развивается способность организмов сохранять и передавать следующим поколениям информацию вне генетических кодов. Сюда относятся различные виды «обучения», внегенетические системы коммуникации, а также квазисоциальные отношения внутри популяции. Такие дисциплины как зоопсихология, этология, зоосемиотика показывают ряд аспектов формирования в животном мире каналов внегенетической информации. Современная приматология дает ряд ценных сведений о наличии подобных механизмов у обезьян.
Данные многочисленных исследование показывают, что уже при анализе отражения высшими животными условий среды обитания нельзя ограничиться только рассмотрением наследственной структуры особи, следует также обратиться к экологическим, популяционно-этологическим и другим условиям жизни животных, служащих своеобразным хранилищем информации. При этом необходимо учитывать, что в процессе биологической эволюции все эти явления встречаются в недостаточно развитой, зачаточной форме.
В отличие от человека, «животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32