Аналогичные признания были добыты под пытками у подозреваемых в районе Вала в южной Швейцарии в 1428 году. Они отрекались от Бога, Христа и церкви, летали на сборища, где поклонялись Дьяволу, который обещал им, что они свергнут христианство и установят свои собственные законы. Преследова-
ния в Валэ продолжились, распространившись на Савойю.
Вероятно, появление поклонявшихся Сатане ведьм и шабашей в альпийских долинах явилось результатом новых попыток покончить с вальденсианцами, многие из которых ушли во французские и швейцарские Альпы, где упрямо продолжали исповедовать свою веру. Однако вскоре появился новый вид ведьм.
Мартин ле Франк, писавший приблизительно в 1440 году, сообщает, что Дьявол являлся на шабаши в образе кота, которому поклонялись ведьмы. Он передавал им магические по^ рошки и мази. Ведьмы пировали и совокуплялись, а те, кому недоставало мужчин, соединялись с демонами. Они прилетали на свои сборища и улетали обратно на палках.
Более подробное описание шабаша и посвящения в ведьмы дается в анонимном трактате «Errores Gazariorum», написанном в Савойе в середине XV века. Новую ведьму приводят в «синагогу» и представляют Дьяволу, который является в образе «порочного человека» или животного, обычно черного кота. Посвящаемая приносит клятву быть верной Дьяволу и сообществу, являться по первому призыву, приводить новых членов, хранить в тайне обряды сообщества и мстить за наносимый его членам ущерб. Она также обещает убивать детей в возрасте до трех лет и препятствовать заключению браков. После этого она кланяется Дьяволу и целует его в зад. Дьявол нручает своей новой послушнице посох и коробочку с магическими мазями и порошками. После этого все пируют, поедая жареных и вареных младенцев, и танцуют. Затем гасятся свечи, Дьявол кричит «местлер, местлер» («melez, melez»), и начинается оргия без разбора пола и семейных связей. После этого свечи снова зажигаются, и все опять приступают к еде и питью. Всяким, нарушивший законы сообщества, жестоко избивается. Перед тем как разойтись, все мочатся и испражняются в бочку, что, как они утверждают, делается «из презрения к святому причастию».
Сведения, которые сообщила Антуан Роз. ведьма из той же местности в Савойе, судимая в 1477 году, расходились с этим описанием лишь в деталях. Под пытками она призналась, что пожаловалась соседу на свою нужду, и тот обещал помочь ей. Однажды вечером он отвел ее на сборище, где люди веселились и танцевали пятясь. Сначала она испугалась, но со . уговорили поклониться Дьяволу, темнонолосо-му мужчине по имени Робинет, который говорил с ней хриплым невнятным голосом, обещая дать много денег. Она отреклась от Пога и христианской веры, поцеловала ноги Дьявола и
158
пообещала ежегодно отдавать ему часть денег, что с тех пор и делала. Дьявол дал ей кошелек, полный золота и серебра, но, когда она вернулась домой, кошелек был пуст. Он также дал ей палку в 18 дюймов длиной и бутылочку с мазью. Надо было намазать палку мазью, вставить ее между ног и сказать: «Ступай, во имя Дьявола, ступай!», и тут же она перелетала в «синагогу». Там ведьмы пировали, поедая хлеб, мясо и вино. Потом они танцевали, а Дьявол превращался в черную собаку. Все целовали ее в заднюю часть. Затем свечи гасились, Дьявол кричал «местлер, местлер», и мужчины совокуплялись с женщинами по-собачьи. Дьявол давал им порошки и мази, чтобы причинять вред людям и скоту. Он велел делать как можно больше зла окружающим, вместо Христа поклоняться в церкви ему, и, принимая причастие, выплевывать его. На одном из сборищ было растоптано освященное причастие.
Последовательность ритуалов на шабаше в разных областях различна. Обычно они начинаются с формальной клятвы верности Дьяволу. Согласно трактату Гуаччо «Compendiurr Maleficarum» (1626), как правило, ведьмы разжигали костер, Дьявол в образе козла или пса садился на трон, «...они подходили к нему и поклонялись, но не всегда одинаково. Иногда они вставали перед ним на колени, иногда стояли, повернувшись к нему спиной, иногда задирали ноги так высоко, что головы их откидывались назад и подбородки поднимались кверху. Потом они поворачивались к нему спиной и подходили, пятясь, как раки, и .вытягивая руки назад, чтобы прикоснуться к нему в знак повиновения. Обращаясь к нему, они опускали лица к земле; и все, что они делали, они делали не так, как обычные люди».
Затем Дьяволу подносились свечи, и следовало непристойное целование. В общество принимались новые члены, Дьяволу представляли детей ведьм, и порой он даже сочетал их браком. Затем ведьмы усаживались за пир, после которого следовали безумные пляски, переходившие в оргию, в которой принимал участие и сам Дьявол, стараясь одарртть своими милостями как можно больше ведьм. Иногда за оргией следовала религиозная церемония, пародировавшая католическую мессу. Затем ведьмы сообщали о вреде, который им удалось причинить с момента предыдущей встречи, и наконец Дьявол отпускал их.
Описание шабашей в признаниях ведьм воспроизводит многие обвинения, выдвигавшиеся ранее против дьяволопоклоннических сект — ночные сборища, появление Дьявола в образе человека, кота, собаки пли козла, непристойное целование, отречение от христианства, убий-
ство детей, пиры и оргии при погашенных свечах. Ведьмам, как и более ранним сектам, была свойственна особая ненависть к евхаристии, эта ненависть коренилась в отказе притязаниям церкви быть посредником между Богом и человеком. Слова, которые священник произносил во ремя мессы, превращали хлеб и вино в плоть и кровь Христа, и, съедая их, верующий становился единым с Христом. Однако еретики считали, что они имеют непосредственную связь с Богом и не нуждаются в посредничестве церкви, священника и освященного причастия. Пренебрежение евхаристией, выражавшееся, например, в том, что еретики заявляли, что вкус причастия напоминает им дерьмо, переросло в сатанизме в настоящую ненависть к плоти и крови презираемого христианского Спасителя.
В течение долгого времени ведьм обвиняли в каннибализме. Содержащееся в их клятве обязательство препятствовать бракам и убивать детей предполагает, что на раннем этапе развития культа ему был свойствен еретический ужас перед брачными отношениями и деторождением. От порицания деторождения до детоубийства лежит огромная пропасть, однако Клементий из Буси и его последователи перешагнули через нее. Позднее одна из целей каннибализма заключалась в том, чтобы привязать ведьму к секте, точно так же, как поедание экскрементов жабы связывало вальден-сианцев Турина. Некоторые ведьмы утверждали, что ели маленьких детей, будучи уверенными в том, что впоследствие этого помешает им сделать признания, вероятно, тем самым они надеялись приобрести младенческую немоту.
В признаниях постоянно упоминается непристойное целование. Некоторые ведьмы утверждали, что у Дьявола на заднице есть второе лицо, которое они и целовали. Жаннет д'Абади говорила, что целовала Дьяволу лицо, пуп, фаллос и зад, в этом обвинялись и темп-лиеры. В 1581 году ведьмы Авиньона говорили, что при посвящении в секту они отрезали кусок ткани от своей одежды и в знак покорности отдавали его Дьяволу. Ранее это встречалось в люциферианской инициации. Кроме того, в ри-туале шабашей, проводившихся обычно по ночам, фигурируют свечи.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100